Консультация для родителей «Космические» эксперименты для дошкольников в домашних условиях.
покажи – и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
Китайская пословица Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому, очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Посредством использования простейших экспериментов можно ответить на часто задаваемые вопросы детей о космосе и его явлениях.
Опыт №1 «Солнечная система»Цель: объяснить детям почему все планеты вращаются вокруг Солнца.
Оборудование: желтая палочка, нитки, 9 шариков.
Содержание: представьте, что желтая палочка – Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу. Если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему? - Солнцу помогает вечное движение. Если Солнышко не будет двигаться, вся система развалится и не будет действовать это вечное движение.
Опыт №2 «Солнце и Земля»Цель: объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли.
Оборудование: большой мяч и бусина.
Содержание: Размеры нашего светила по сравнению с другими звездами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Даже нам, взрослым, трудно представить и осмыслить такие размеры. - Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, Земля бы тогда со всеми городами и странами, горами, реками и океанами стала бы размером с эту бусину.
Опыт №3 «День и ночь»
Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь.
Оборудование: фонарик, глобус.
Содержание: Включить в затемненной комнате фонарик и направить его на глобус, примерно на нашу страну. Объяснить детям: «Смотрите, фонарик – это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем, теперь оно как раз светит на Россию. Там, куда лучи Солнца не доходят, сейчас ночь.»
Опыт №4 «Кто придумал лето?»
Цель: объяснить детям, почему происходит смена времен года.
Оборудование: фонарик, глобус.
Содержание: Снова обратимся к нашей модели. Теперь будем двигать глобус вокруг «солнца» и наблюдать, что произойдет с освещением. Из-за того, что Солнце по-разному освещает поверхность Земли, происходит смена времен года. Если в Северном полушарии лето, то в Южном, наоборот, зима. Расскажите, что Земле необходим целый год для того, чтобы облететь вокруг Солнца. Покажите детям то место на глобусе, где вы живете. Можно даже наклеить туда бумажного человечка или фотографию ребенка. Подвигайте глобус и попробуйте вместе с детьми определить, какое время года будет в этой точке. И не забудьте обратить внимание ребят на то, что каждые полоборота Земли вокруг Солнца меняются местами полярные день и ночь.
Опыт №5 «Затмение Солнца»
Цель: объяснить детям, почему бывает затмение Солнца.
Оборудование: фонарик, глобус.
Содержание: Солнечные затмения в наших широтах – большая редкость, но это не значит, что мы должны обойти их стороной. Самое интересное, что не Солнце делается черного цвета, как многие думают. Наблюдая через закопченное стекло затмение, мы смотрим все на ту же Луну, которая как раз расположилась напротив Солнца. Звучит непонятно для детей… Нас выручат простые подручные средства. Возьмите крупный мяч (это, естественно, будет Луна). А Солнцем на этот раз станет наш фонарик. Весь опыт состоит в том, чтобы держать мяч напротив источника света – вот вам и черное Солнце…
Опыт №6 «Вращение Луны»
Цель: показать, что Луна вращается вокруг своей оси.
Оборудование: 2 листа бумаги, клейкая лента, фломастер.
Содержание: проведите круг в центре одного круга. Напишите слово «Земля» в круге и положите лист на пол. Напишите слово «Луна» на другом листе бумаги и прикрепите его к стене. Встаньте возле «Земли» и при этом стойте лицом к «Луне». Идите вокруг «Земли», продолжая оставаться лицом к «Луне». Встаньте лицом к «Земле». Идите вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом. Итоги: пока вы ходили вокруг «Земли» и при этом оставались лицом к «Луне», различные части вашего тела оказывались повернутыми к «Земле». Когда вы ходили вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом, то были постоянно обращены к ней только передней частью тела. ПОЧЕМУ? Вам приходилось постепенно поворачивать свое тело по мере вашего движения вокруг «Земли». И Луне тоже, поскольку она всегда обращена к Земле одной и той же стороной, приходится постепенно поворачиваться вокруг своей оси по мере движения по орбите вокруг Земли. Поскольку Луна совершает один оборот вокруг Земли за 28 дней, то и ее вращение вокруг своей оси занимает такое же время.
Опыт №7 «Голубое небо» Цель: установить, почему Землю называют голубой планетой. Оборудование: стакан, молоко, ложка, пипетка, фонарик. Содержание: наполните стакан водой. Добавьте в воду каплю молока и размешайте. Затемните комнату и установите фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой. Верните фонарик в прежнее положение. Итоги: луч света проходит только через чистую воду, а вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок. ПОЧЕМУ? Волны, составляющие белый свет, имеют различную длину в зависимости от цвета. Частицы молока выделяют и рассеивают короткие голубые волны, из-за чего вода кажется голубоватой. Находящиеся в земной атмосфере молекулы азота и кислорода, как и частицы молока, достаточно малы, чтобы так же выделять из солнечного света голубые волны и рассеивать их по всей атмосфере. От этого с Земли небо кажется голубым, а Земля кажется голубой из космоса. Цвет воды в стакане бледный и не чисто голубой, потому что крупные частицы молока отражают и рассеивают не только голубой цвет. То же случается и с атмосферой, когда там скапливаются большие количества пыли или водяного пара. Чем чище и суще воздух, тем голубее небо, т.к. голубые волны рассеиваются больше всего.
Опыт №8 «Далеко-близко» Цель: установить, как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха.
Оборудование: 2 термометра, настольная лампа, длинная линейка (сантимеровая лента).
Содержание: возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй – на отметку 100 см. Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки. Включите лампу. Через 10 минут запишите показания обоих термометров. Итоги: ближний термометр показывает более высокую температуру. ПОЧЕМУ? Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергрии и, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, и они уже не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое. Меркурий – ближайшая к Солнцу планета – получает больше всего энергии. Более отдаленные от Солнца планеты получают меньше энергии и их атмосферы холоднее. На Меркурии гораздо жарче, чем на Плутоне, который находится очень далеко от Солнца.
Опыт № 9 «Дневные звезды»
Цель: показать, что звезды светят постоянно.
Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.
Содержание: пробейте дыроколом в картоне несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картоном, а в другую – фонарик. Включите фонарики с 5 см посветите им на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону. Итоги: дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другом стороны конверта, прямо на вас. ПОЧЕМУ? В освещенной комнате свет проходит через дырочки независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.
Опыт № 10 «Звездные часы» Цель: узнать, почему звезды совершают круговое движение по ночному небу. Оборудование: зонтик темного цвета, белок мелок. Содержание: мелом нарисуйте созвездие Большой Медведицы на одном из сегментов внутренней части зонтика. Поднимите зонтик над головой. Медленно вращайте зонт против часовой стрелки. Итоги: центр зонтика останется на одном месте, в то время, как звезды движутся вокруг. ПОЧЕМУ? Звезды в созвездии Большой Медведицы совершают кажущееся движение вокруг одной центральной звезды – Полярной – как стрелки на часах. На один оборот уходят одни сутки – 24 часа. Мы видим вращение звездного неба, но это нам только кажется, поскольку на самом деле вращается наша Земля, а не звезды вокруг нее. Один оборот вокруг своей оси она совершает за 24 часа. Ось вращения Земли направлена к Полярной звезде и поэтому нам кажется, что звезды вращаются вокруг нее.
Уважаемые родители, вы наглядно убедились, что все эксперименты несложные. Их вы можете повторить дома вместе с детьми, для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и, конечно, некоторые научные знания. Поверьте, вашим малышам очень понравится! Надеемся, ваши дети с удовольствием узнали про космос и заинтересовались просторами звездного неба!
Комментарии
Отправить комментарий