Нравственное воспитание детей в семье.
Нравственное воспитание ребёнка — целенаправленный
процесс воздействия на личность ребёнка, в результате которого он приобретает
важные нравственные качества, усваивает моральные принципы и привычки,
соответствующие нормам поведения в обществе.
Нравственное
воспитание начинается в младенчестве, когда ребёнок воспринимает окружающую
обстановку с позиций комфорта/дискомфорта. Если он испытывает дискомфорт
(чувства голода, одиночества, холода), он воспринимает это отрицательно. Когда
мама заботится о нём, ему тепло, он накормлен и окружён заботой и вниманием,
тогда ситуация воспринимается в позитивном ключе. Именно на таких чувствах и
ощущениях основаны первые представления малыша о нравственности и морали.
Дошкольное детство —
важный период в жизни ребёнка, когда оценивание поступков и обстоятельств
сначала основано на том, как реагируют родители, а со временем к ребёнку
приходит собственное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.
К 3 годам дети ещё не
совсем понимают причин некоторых поступков, но придерживаются правил,
установленных родителями и принятых в окружении. Если эти правила нарушить,
можно получить наказание.
В возрасте от 3 до 5
лет для ребёнка важное значение приобретают семейные установки. При этом
родители — это те социально значимые взрослые, которые оказывают нравственное
влияние на ребёнка.
Роль семьи в нравственном воспитании дошкольника
Семья играет важную
роль в нравственном воспитании ребёнка. Дети должны воспитываться в атмосфере
любви и уважения. Это безусловная любовь, которая существует независимо от
того, как ведёт себя ребёнок. Если между членами семьи складываются дружеские,
искренние отношения, основанные на любви и привязанности к друг другу, то такую
модель отношений ребёнок будет строить в своей семье, когда станет взрослым.
Однако любовь не
всегда сила созидающая. Иногда это чувство разрушительно для ребёнка. Слепая
любовь родителей часто приводит к формированию эгоистического начала в детях,
которые становятся безнравственными потребителями. Нравственное воспитание
дошкольника — это процесс, в основе которого — разумная любовь без каких-либо
условий.
Влияние окружения на нравственное воспитание дошкольника
Говоря об окружении
ребёнка, мы имеем в виду прежде всего его социальные контакты. Попадая в детский
сад или посещая творческие объединения, кружки или секции, ребёнку приходится
сталкиваться с другими людьми: сверстниками и взрослыми. Картина мира,
сформировавшаяся в семье, часто оказывается не похожа на ту, которая
формируется в окружении.
Родители учат быть
вежливым и не ругаться. А сверстники могут обидеть и не всегда хорошо
выражаются. В семье принято помогать друг другу, делиться и не жадничать. А в
детском саду не все дети придерживаются подобных принципов.
Ребёнок, пытаясь
понять причины такого несоответствия, обращается за помощью к родителям.
Взрослым необходимо объяснять ребёнку, что не всегда окружающие ведут себя
хорошо. Нельзя уподобляться им и совершать плохие поступки. Важно, чтобы
ребёнок усвоил это правило и не поддавался на провокации сверстников.
Нравственное воспитание дошкольника: что делать родителям?
Нет чётких правил,
следуя которым родители могут воспитать в ребёнке нравственные качества. Это
долгий процесс, затрагивающий различные сферы жизни малыша. Ежедневно мы,
взрослые, учим ребёнка жизни, а опыт он приобретает сам методами проб и ошибок,
послушания и непослушания.
Как сделать так, чтобы
нравственное воспитание дошкольника было успешным и результативным? Как
сформировать нравственные качества и убеждения ребёнка и какова зона ответственности
родителей в этом вопросе?
Будьте примером для ребёнка
Чтобы воспитать
ребёнка высоконравственным человеком, надо самим быть таковым. В дошкольный
период ребёнок во всём подражает родителям. Их поведение — пример для него. То,
что делают родители, правильно и хорошо. Поэтому начните с себя. Если ваш малыш
кричит, капризничает и неуважительно относится к окружающим, стоит задуматься,
а как вы себя ведёте в повседневной жизни. Плохо отозвались о соседке, вступили
в словесную перепалку с кассиром в магазине, нелестно высказались в адрес
водителя, обогнавшего вас на светофоре…
Именно такое поведение
станет образцом для подражания, отложится в детском сознании. Поэтому важно
быть таким, каким вы хотите видеть своего малыша: добрым, воспитанным, неравнодушным.
Глядя на положительный пример, ребёнок будет стремиться соответствовать идеалу
и достигать его.
Есть такие слова: «надо», «можно», «нельзя»
Воспитывая ребёнка в
атмосфере любви и доброты, не забывайте о справедливости и ответственности.
Ребёнок должен знать, что у него есть обязанности, которые необходимо
выполнять. Нравственное начало в человеке строится на системе запретов и
разрешений: запретов на плохие поступки и разрешений на благие дела. За любой
поступок нужно нести ответственность, а за отрицательный — двойной спрос.
Ребёнок должен знать,
что не всё в жизни можно получить только потому, что ты этого хочешь. Пример
созидательного труда, идущий из семьи, всегда имеет положительное влияние на
детское сознание. Человек имеет блага, если прикладывает к этому усилия. Только
в деятельности возможно нравственное развитие. Достичь успеха — значит сделать
что-то хорошее, доброе, позитивное.
Говорите правду ребёнку
Возьмите за правило
быть честным и искренним с малышом. Это важное человеческое качество, которое
обязательно должно быть у ребёнка. Малыш верит вам, у него не возникает
сомнений в правдивости сказанных родителями слов. А если вы сказали неправду и
не смогли скрыть этот факт, возникший в детском сознании диссонанс приведёт к
ому, что ребёнок перестанет верить и будет подвергать сомнению каждое ваше
слово и действие. А если ещё и обещания не выполняете, вернуть доверие будет
непросто.
Искренности и
правдивости ребёнок-дошкольник учится у родителей, которые не имеют права
подрывать его доверие. Если нет возможности сказать правду, переведите разговор
в другое русло. Или промолчите, если ситуация позволяет это сделать.
Семейные традиции — в основе нравственного воспитания
Эффективный способ
воспитать в ребёнке нравственность — вовлечь его в соблюдении семейных традиций
и обычаев. Они должны иметь положительный посыл, вызывать чувство гордости у
ребёнка. Например, одна из традиций — практика семейного чтения.
Она несёт в себе
колоссальную нравственную нагрузку и выполняет одновременно несколько задач:
- формирует правильное
представление о нравственных и безнравственных поступках героев
литературных произведений;
- развивает навык чтения;
- позволяет проводить время за
совместным семейным досугом.
Хвалите, но не перестарайтесь
Похвала — необходимое
условия воспитания нравственности. Ребёнку важно получать одобрение взрослых,
их положительную оценку. Но хвалить нужно за заслуги, а не за то, что
ребёнок съел тарелку каши или убрал свои игрушки. Нет, конечно, иногда можно
похвалить и за это, но не возводить похвальные слова в ранг великой
благодарности. Не обесценивайте это действие.
Похвалите за то, что
малыш помог бабушке донести пакет из магазина или покормил бездомное животное.
Эмпатия, умение сопереживать, стремление к заботе о других — это то, что
необходимо взращивать в ребёнке, поощрять и сохранять. А после — сделать
принципами взрослой жизни.
Комментарии
Отправить комментарий