Пересказ литературных произведений в домашних условиях. Старшая, подготовительная к школе группы

                      Пересказ с детьми дома.


Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи.

Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

 

При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования:

1.      они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;

2.      иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом; должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь.

 


Типичная структура  пересказывания:

1.      Вводная часть. Ее цель в подготовке ребёнка к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, загадки.

2.      Первичное чтение произведения. Ребёнку предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для ребёнка текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения.

3.      Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.

4.      Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.

5.      Пересказы детей.

 

Список рекомендуемых произведений для пересказа

В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак», «Колосок», «Как лисичка бычка обидела»,

«Лисичка сестричка», «Заяц хваста»;

 рассказы

К. Д. Ушинского «Умей обождать», «Бишка»,

Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котенок»,

В. Осеевой «Синие листья»,

 Н. Калининой «Про снежный колобок», «Разве так играют?»,

Е. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц»,

 Е. «Курочка», «Медвежата», «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»,

Е. Пермяка «Как Маша стала большой», «Для чего нужны руки?»

 

В подготовительной к школе группе значительно усложняется литературный материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами дети учатся воспроизводить и несложные описания. Они пересказывают народные сказки «Лиса и Козел», «У страха глаза велики», «Большое путешествие маленького мышонка».

 рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи»,

Л. Н. Толстого «Косточка», «Мышка вышла гулять»,

В. Бианки «Купание медвежат», «Март»,

В. Осеевой «Просто старушка», «Плохо», «Почему?»,

Н. Сладкова «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода», «Медведь и солнце»,

Г. Скребицкого «Разлились реки».

В. Сухомлинского « Яблоко и рассвет»,

В.Катаевой «Грибы»,

Г. Снегирёва «Любопытные»

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ