Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребёнка.
Театрализованная деятельность как особый
и прекрасный мир ребёнка.
Игра - наиболее
доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения
впечатлений, знаний и эмоций. В театрализованной игре осуществляется
эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного
настроя, а так же театрализованная игра является средством самовыражения и
самореализации ребенка.
Вместе с тем ныне в
дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется
недостаточно.
Иногда театрализованные
игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших
результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и
интонации и движения в ходе большого числа индивидуальных и коллективных
репетиций.
А
иногда организацию театрализованной игры
можно назвать невмешательствам взрослого. Дети предоставлены самим себе, взрослые
только готовят атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает
однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов фигурок героев... Младших
дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а
значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не
соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических
процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Поэтому
в свободной деятельности детей 5-7 лет просматривается почти полное отсутствие театрализованных
игр, при наличии у них интереса к этой
деятельности и потребности в ней.
А
сейчас обозначим некоторые особенности театрализованной игры.
Для
театрализованных игр характерна:
-литературная
или фольклорная основа их содержания
-
наличие зрителей
-
разделение на две основные группы: драматизация и режиссерские.( каждая из них,
в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В
играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно
создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной
выразительности.
Видами
драматизации являются
-игры-имитации
образов животных, людей, литературных персонажей;
-
ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки
спектаклей по одному или нескольким произведениям;
-игры-импровизации
с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки
В режиссерской игре
«артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя
деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая»
героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной
выразительности.
Видами режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду являются: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
В театрализованной
деятельности следует придерживаться следующих этапов для возникновения
творческой активности детей:
·
художественное восприятие литературных и фольклорных
произведений, накопление художественно-образных впечатлений через восприятие
театрального искусства.
Приобщения детей к театральному
искусству необходимо начинать с просмотра спектаклей в исполнении взрослых:
сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем
драматических спектаклей.) Целесообразно
начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развития интереса и эмоционально-положительного
отношения к театрализованной деятельности.
·
освоение специальных умений для становления основных и дополнительных позиций («актер», «режиссер» «сценарист»,
«оформитель», «костюмер»), активное включение в художественно-игровую
деятельность.
Накопленные
впечатления помогают детям при разыгрывании простейших ролей, постигать азы
перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно
чувствовать себя в творческой игре.
·
самостоятельная творческая деятельность, создание и
оценка детьми продуктов совместного и индивидуального творчества.
В процессе совместных обсуждений дети
оценивают возможности друг друга; это помогает им осознать свои силы в
художественном творчестве. Дети подмечают удачные находки в искусстве
перевоплощения, в разработке совместного проекта (оформительского,
постановочного и др.). Для успешного овладения способами творческих действий в
театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться
в своём творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских
сюжетов).
Учиться творчеству можно только при поддержке
окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа и
тщательный подбор художественных произведений.
Критериями
отбора художественных произведений являются:
-художественная
ценность произведения;
-педагогическая
целесообразность его использования;
- соответствие
жизненному и художественно-творческому опыту ребенка;
- яркая
образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных,
изобразительных).
Основными
методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в
театрализованной игре являются:
·
метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми
сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать
способы художественно-творческой деятельности);
·
метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ
путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
·
метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем
ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в
сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства
театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы
действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному
действию) приемы.
В дошкольном образовательном учреждении воспитателю следует стремиться:
·
Вызывать интерес
к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом
сверстников.
·
Побуждать к
импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности
(мимика, жесты, движения и т.п.).
·
Помогать в
создании выразительных средств.
·
Способствовать
тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно
вплетались в содержание театрализованной деятельности.
·
Учить
согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая;
говорить, обращаясь к партнеру).
·
Выполнять
движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места
действия.
·
Вызывать желание
произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом
инсценировки).
·
Познакомить детей
с историей театра марионеток и театра теней.
·
Научить
управлению простейшей куклой-марионеткой - с применением разнообразных движений
(поворот туловища, ходьба), согласовывать свои действия с действиями партнеров.
В семье родитель может:
·
Поддерживать
интерес ребенка к театрализованной деятельности.
·
По мере
возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.
·
Обсуждать с
ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а
после спектакля - полученный результат.
·
Отмечать достижения и определять пути
дальнейшего совершенствования.
·
Предлагать
исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать
полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
·
Рассказывать
знакомым в присутствии ребенка о его достижениях.
·
Рассказывать
ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра
спектаклей, кинофильмов и т.п.
·
Постепенно
вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое
«театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого
зрителя».
·
По мере
возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей
театральных постановок.
Комментарии
Отправить комментарий